devol (_devol_) wrote in su_industria,
devol
_devol_
su_industria

Categories:

Советский автопром в 1928 - 1940 годах

Статистика выпуска автотранспорта в СССР в 1928-1940 годах:

Год - Всего - Грузовые и автобусы - Легковые машины

1928 841 791 50

1929 1 712 1 556 156

1930 4 226 4 066 160

1931 4 005 4 005

1932 23 879 23 845 34

1933 49 710 39 451 10 259

1934 72 437 55 327 17 110

1935 96 716 77 747 18 969

1936 136 488 132 809 3 679

1937 199 857 181 607 18 250

1938 211 114 184 128 26 986

1939 201 687 182 040 19 647

1940 145 390 139 879 5 511

Источник: "КРАТКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПРАВОЧНИК", НИИАТ, Москва, "Транспорт", 5-е изд., 1968, стр. 5-7, 11, "Приложения" со стр. 482

Отчетливо видно, как с 1939 года началось снижение производства автомобилей в стране. Основной причиной был ускоренный перевод экономики на военные рельсы и уменьшение производства т.н. "гражданской продукции". К примеру, в 1940 году выпуск грузовиков и легковых автомобилей упал по сравнению с предыдущим годом более чем на четверть, а производство танков выросло почти в 2 раза и составило около 4,7 тыс. единиц.

Разумеется, корреляция была не прямой, но нехватка листа и стали приводила к простоям линий по выпуску "невоенной продукции". Вот как это было на Горьковском автозаводе:

«Перераспределение материальных ресурсов в пользу военно-промышленных и смежных с ними производств вызвало крайнее напряжение с выполнением планов предприятий и наркоматов «гражданской» промышленности. Из-за дефицита стали и проката снижался выпуск тракторов, комбайнов, автомобилей и т.д. Так, Горьковский автозавод для нормального хода производства должен был располагать постоянным переходящим заделом металла и деталей на 35 дней. На самом деле, с 1939 года у завода никакого задела не осталось. От массового поточного производства ГАЗ вынужден был перейти на мелкосерийное, терпя большие потери на непредусмотренные технологией частые переналадки оборудования и смену штампов». (Хавин А.Ф. Краткий очерк индустриализации СССР, М. 1962, С. 300).

Как правило, советские историки в переводе промышленности на военные рельсы с 1939 года видят предусмотрительность советской власти, которая в условиях начавшейся мировой войны постаралась заблаговременно начать подготовку экономики. При этом скромно умалчивается, что логика такого развития событий была прямо заложена в суть советской индустриализации, которая рано или поздно должна была привести к этому.

Интересно, что перевод начался еще до 1 сентября 1939 года. Так, с 1937 года была принята формула постепенного повышения нормы отчисления резервов в народном доходе страны с 1,9% в 1937 году до 6,3% в 1942 году. С 1937 года были скорректированы планы строительства новых промышленных объектов на Востоке страны, включая создание металлургической базы на Дальнем Востоке, а также развитие уральской (как раз в это время была вдохнута вторая жизнь в увядшие проекты строительства ЧМК и НТМК).

"В 1940 году МТС и совхозы получили сельскохозяйственной техники в три раза меньше, чем ежегодно производилось в 1934-1939 годах. Многие гражданские предприятия перепрофилировались под выпуск военной продукции. Резко сократились поступления в торговую сеть радиоприемников, фотоаппаратов, швейных машин, велосипедов, наручных часов. Ряд автомобильных заводов стали производить моторы для самолетов. Значительно сократилось поступление автомобильного транспорта для нужд народного хозяйства. Конвейеры тракторных заводов перепрофилировались под производство танков. На стапелях судостроительных заводов ранее заложенные грузовые суда переоборудовались под военные транспорты и минные заградители".
(Е.В. Хохлов. Военная экономика СССР накануне и в годы Второй мировой войны. Спб, 2005. С. 129).
Tags: Автопром, Военная экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments