devol (_devol_) wrote in su_industria,
devol
_devol_
su_industria

Categories:

Крест Ленина для американца

Photo Sharing and Video Hosting at Photobucket

Сведения Секретариата Президиума ЦИК Союза ССР об иностранных специалистах, награжденных орденами Советского Союза за оказание технической помощи

4.10.1933 г.

Наркомтяжпром:

За заслуги в области тяжелой промышленности Президиум ЦИК Союза ССР наградил орденами СССР ряд иностранцев... Награждены:

По Днепрострою - Франк Фейфер, Чарльз Джон Томсон, Вильгельм Петрикович Меффи, Хью Купер, Фридрих Вильгельмович Винтер, Георг Себастьянович Биндер;
По заводу "Серп и Молот" - Томас Яковлевич Монгер;
По Сталинградскому тракторному заводу - Франк Бруно Хоней;
По Харьковскому тракторному заводу - Леон Эвис Суважан;
По угольной промышленности Донбасса - И. Г. Либхард.

Заведующий сектором С. Терехов.
РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 60. Л.1.

Франк Бруно Хоней, работник Сталинградского тракторного завода, на котором только в октябре 1930 года трудилось около 170 иностранных специалистов был удостоен высокой советской награды - Ордена Ленина. Чуть ранее американское издание "Детройт Таймс" рассказало об этом читателям в самой Америке, назвав эту награду "крестом Ленина".

Настоящая фамилия Франка Хонея была Метушевский, его семья была из числа эмигрантов из западных губерний Российской Империи. Франк Метушевский родился в городе Эри (штат Пенсильвания), а работать он начал с 13 лет, продавая газету "Эри дейли таймс". Схема была такова: он покупал в редакции газеты по 1 центу за экземпляр, а реализовывал за 2. Скоро у него собрался пул из 40 постоянных покупателей. При этом в воскресенье, когда газета выходила с четырьмя страницами комиксов, число покупателей увеличивалось. В выходной день выпуск стоил 3 цента, а он продавал его по 5.

Потом он работал на пяти различных заводах в родном городке и одновременно получал техническое образование в вечерней конструкторской школе. Однако в самом Эри работать у него не сложилось из-за увлечения профсоюзной деятельностью, и Франку пришлось уехать в Детройт. Там он под псевдонимом Хоней работал специалистом пружинного производства на заводах Форда и "Додж". 1 марта 1930 года Франк Хоней , будучи уже безработным, завербовался в Сталинград, где готовили к пуску тракторный завод. Группа из 60 американских специалистов выехала поездом из Детройта в Нью-Йорк.

В Сталинграде американцев разместили в новых домах в Нижнем поселке (аналог Верхней Колонии в Кузнецке), где у каждого была отдельная комната. На СТЗ Хоней организовал и возглавил пружинное отделение, обучив сложному делу молодых рабочих. И уже в первый год работы его поощрили грамотой, премией и ценным подарком - именным серебряным портсигаром с камнем. А в 1932 году Франк вместе с другими ударниками труда был вызван в Москву и получил из рук Калинина орден Ленина. "В Кремле я чувствовал себя, как во сне, - вспоминал Франк Хоней . - Михаил Иванович Калинин вручил мне орден Ленина и пожелал дальнейших успехов в работе".

Американец так понравился большевикам, что чуть позже ему подарили легковую персональную машину, а в 1936 году он принял советское гражданство. За 30-е годы мистер Хоней подготовил более 300 рацпредложений, а к 1941 году занял уже должность заместителя директора (затем и директора) Сталинградского метизного завода - "дочки" СТЗ. Именно Франк Хоней провел за две недели удачную и оперативную эвакуацию этого предприятия и пружинного цеха СТЗ в 1942 году в Барнаул. Еще две недели ему понадобилось, чтобы там запустить эти производства.

После войны бывший американец был еще неоднократно награжден советскими наградами - медалями "За оборону Сталинграда" и "За доблестный труд в ВОВ 1941-1945". Однако личная жизнь у него не совсем сложилась: американская жена Стефания отказалась жить с детьми в СССР и уехала обратно на родину. В СССР Метушевский был еще два раза женат, но оба раза неудачно. Известно, что он взял на воспитание ребенка-сироту (Вадима Евстафьева) из детского дома и смог его вырастить. Во время хрущевской оттепели была даже опубликована книга воспоминаний Франка Хонея "Я уехал из Америки" (Волгоград, 1962)
Tags: Документ, Иностранцы, Машиностроение, СТЗ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments